XIX век был богат подвижными танцами, которые исполнялись на балах в различных европейских странах: Англии, Австрии, Германии и других. Даже в наши дни исторические танцы продолжают пользоваться популярностью, например, в мире оперы – практически ни одна оперная постановка, в каком бы театре мира она не имела место быть, не обходится без танцевального действа.
Помимо классической музыки, исторические танцы также продолжают преподаваться в хореографических школах, особенно если речь идёт о крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск. Каждый год танцоры-профессионалы и танцоры-любители организуют балы, стараясь привнести в наш мир частицу атмосферы XIX века.
К танцам эпохи XIX столетия относятся: мазурка, полонез, кадриль, полька, краковяк, венский вальс, медленный вальс и контрданс. Каждый имеет свои особенности, связанные со страной его происхождения и с характером народа, который в ней проживал.
Мазурка – это польский народный танец, получивший своё название от слова «мазур» - так называли жителей Мазовии – исторической области в центральной Польше. Мазурка исполняется в быстром темпе, в размере 3/4, либо 3/8. Для этого танца характерны резкие акцентированные движения, обычно попадающие на вторую долю такта.
Полонез – это также танец польского происхождения, но отличающийся по стилю от мазурки. Он представляет собой торжественный танец, подобный шествию – гордый и величавый по характеру. Именно этим танцем открывали балы. Полонез исполняется в умеренном темпе, музыкальный размер его составляет 3/4. Поляки очень любили этот танец за его несложную хореографию и дополнительную атрибутику у танцоров, например, в виде венков у девушек, которые преподносились дамами юношам-танцорам.
Кадриль – танец французского происхождения, который возник в XVIII веке, но был чрезвычайно популярен на протяжении всего XIX века. Музыкальный размер кадрили обычно составляет 2/4, но может сменяться на 3/8 и 6/8. В России существует несколько разновидностей кадрили, наиболее известные – калининская, уральская, московская и волжская.
Особенность этого танца заключается в том, что его танцуют одновременно две или четыре пары, составляющие геометрическую фигуру – прямоугольник. Это очень быстрый танец и требует много сил.
Полька – чешский народный танец, исполняющийся в размере 2/4 и в довольно живом темпе. Существует легенда о том, что изначально этот танец был придуман одной из служанок Богемии – исторической области Центральной Европы, ─ и очень быстро обрёл популярность во многих европейских странах. Одним из отличительных элементов этого танца является переступание с ноги на ногу.
Краковяк – ещё один танец, родившийся в Польше, исполняющийся в очень быстром темпе, в размере 2/4. Для него характерен острый ритм с множеством синкоп. Это темпераментный и весёлый танец, который принято исполнять под аккомпанемент народных инструментов. Краковяк появился на свет в XIV веке и изначально его танцевали только мужчины. Позже он превратился в парный танец.
Венский вальс – это австрийский танец, для которого характерен стремительный, летящий темп и музыкальный размер на 3/4, либо 6/8. Это тот танец, который до сегодняшнего дня исполняется профессионалами на соревнованиях по европейской программе бальных танцев.
Медленный вальс – также родился в Австрии, очень часто исполнялся на балах. На самом деле, родоначальниками вальса стали сразу несколько европейских стран, а именно: Франция, Чехия, Германия, Италия и Австрия. Вальс имел много разновидностей, каждая из которых отличалась танцевальными фигурами. В современном мире этот танец также относится к одним из самых популярных. Несмотря на его визуальную простоту, он сложен в исполнении, так как требует от танцоров лёгкости и изящества в движениях, при этом исполнители должны внимательно следить за осанкой.
Контрданс – деревенский танец жителей Англии, впоследствии ставший французским народным танцем. Каждая пара в контрдансе стоит друг напротив друга. Контрданс танцуется в размере 2/4, либо 6/8. Именно этот танец стал родоначальником французской кадрили. Первоначально контрданс состоял всего из одной фигуры, впоследствии же увеличился до шести различных композиций.
Любой уважающий себя танцор-профессионал, знаком со всеми видами исторических танцев и умеет их исполнять должным образом. Именно исторические бальные танцы, также как и классический балет, легли в основу всех современных танцевальных стилей.