Изначально этот танец считался свадебным, танцем рабов на плантациях (напоминал сексуальные движения между будущими родственниками, поэтому и свадебным).
Отыгрывались и бытовые мотивы, например такое движение как "кукарача" имитировало раздавленного таракана, или было движение, напоминавшее драку бойцовых птиц. Вообще румба подразумевала ритуальные танцы, основываясь на громких выкриках и ярко выраженных тактах.
Танец был уличным, для беднейших слоев населения.
Таким людям нельзя было заниматься музыкой, если полиция видела скопления людей музыкантов – то инструменты изымались. Главными темами песен были протест против правительства, и конечно же любовь к темнокожим женщинам. Заставить народ жить без музыки было невозможно, они продолжали исполнять любимые ритмы, извлекая звуки «на губах».
В 1950х годах музыку возможно было услышать только в кабаках, когда трудяги с фабрик по переработке сахара собирались вместе отдохнуть. В таких местах люди хорошо знали друг друга, и легко отдавались музыке и танцу.
Через 10 лет министерство культуры начинает активно содействовать распространению стиля на разных мероприятиях. Есть теория, что это служило рывком поменять общественные расовые предубеждения.
Ведь история румбы — это прежде всего прошлое темнокожих кубинцев. Когда-то смешение звуков и контрастных ритмов в один ритмический рисунок вызывало отторжение у европейского слушателя, как нечто совсем не имеющее отношение к музыке.
В 19 веке на Кубе существовало 3 варианта исполнения Румбы:
— Гуагуанко (парный танец с резкими страстными движениями, танец напоминает игру, когда партнер ухаживает за девушкой, пытается соприкоснуться с ней бедрами, а она завлекает его и тут же отталкивает);
— Ямбу (спокойный парный танец, чаще всего исполняется пожилыми людьми, без эротических движений, возможно с краткосрочными объятиями);
— Колумбия (исполняет мужчина, что бы продемонстрировать свои акробатические навыки).
Более обузданной румба стала в США, когда кубинские музыканты начали адаптировать свою культуру для американской публики - так появилась американская румба.
В Европе танец появился благодаря танцору Пьеру Лавеллу, странствуя по Кубе он настолько был изумлен и восхищен танцем, что не мог оставить это без внимания и перевез его в Лондон.
Существует несколько теорий о том, как же румба получила свое название. Первая говорит, что в основе слова подразумевался «rumboso orquestra». В начале XIX века так называли артистов, исполняющих мелодии для танцев. А вторая, что с Испанского Rumbo переводится как направление. Еще вариант «rumba» -«пирушка, попойка, куча» с устаревшего испанского куб. или «rhum» - сорт ликёра.
Современный танец Румба исполняется в паре. Это сочетание зажигательных ритмов Африки, любовных мелодий Испании и грациозных движений Кубы. Румба является самым медленным и эмоциональным танцем из всех латиноамериканских. Мелодии для румбы – самые медленные среди латино.
Музыкальный размер – 4/4. Современный чувственный характер румба приобрела благодаря отсутствию шагов на сильный счёт «раз», который протанцовывается бёдрами из-за контролируемого переноса веса с одной ноги на другую. Значительно замедлился ритм исполнения танца, что сделало румбу самым медленным танцем латиноамериканской программы, у танца появляется будто бы есть свое дыхание.
В румбе партнеры должны показать свои взаимоотношения, историю любви. Но чаще всего история любви печальна. Окончание - импровизация, как танцорам будет угодно. Ритм в румбе хитрее чем кажется - на счет 4-1 выполняется один медленный шаг, на 2,3 - два более быстрых.
То есть считается так: 4-1,2,3. и это только базовый ритм. Румбу исполнять очень здорово. Медленный темп позволяет тщательно прорабатывать каждый шаг, полностью использовать пластику рук. Танец получается очень романтичным.
Самой известной мелодией классикой румбы считается Guantanamera Жозеито Фернандеса.
В наше время разделяют 3 вида pумбы:
— Румба американского стиля;
— Болеро американского стиля;
— Румба международного стиля.
Самые популярные инструменты для исполнения музыки - это тумбадоры, клаве и кахон. Кахон - это деревянная коробка, на которую садится музыкант. Иногда кахонов не было и музыканты использовали большие ящики, в которых перевозилась рыба из Испании на Кубу. Как только ящики освобождались их занимали местные любители музыки - так появились своеобразные румба-ящики.
Реже пользовались другими средствами, такими как деревянные стулья, двери, доски, бутылки, глиняные вазы или любые другие средства, которыми можно было создавать звук с ритмом 6x8. Вот так Румба пробилась в наши дни.