Кубинская сальса появилась на свет благодаря характерному ритму 19 века, получившему название «кубинский сон». Танец Сальса воплотил в себе две основные культуры: африканскую и испано-арабскую. Музыка, под которую танцуют сальсу, имеет афро-кубинские корни.
От жителей Испании музыкальная форма унаследовала мелодический и поэтический стиль, а также струнные инструменты, от африканцев – инструменты ударной группы: барабан, конгас, бонгос, каубелл, тимбалес, маракасы, гуиро, гитара Трес, а также характерный стиль вокального исполнения с разделением партии певца и партии хора.
Ритм сон изначально был известен лишь восточной части острова Кубы – в городе, окружённом горами под названием Сьерра Маэстра, во втором по величине городе ─ Сантьяго и в небольшом посёлке ─ Гуантанамо.
Впоследствии же, примерно с 1892-ого года, группа «Montuno» c солистом Нене Манфугасом, часто выступающей на карнавалах в Сантьяго, позволила данному музыкальному направлению распространиться по всей Кубе. В 1950-х годах к основной группе музыкальных инструментов присоединилась труба, а также к ритму сон прибавились карибские и латиноамериканские ритмы.
Название танца ─ «сальса» переводится как «соус». Однажды в одном из клубов Майами выступала группа, исполняющая музыку в кубинском стиле. Зрители были так воодушевлены, что стали выкрикивать певцам: «Salsa!», «Salsa!» ─ тем самым они хотели дать понять выступающим, что их песни также горячи и остры, как соус, подаваемый к блюдам в этом заведении.
Танец сальса вобрал в себя самые характерные черты музыкально-танцевальных жанров стран Центральной, Латинской Америки и Карибского бассейна. Несмотря на то, что родиной сальсы принято считать Кубу, на протяжении всего своего развития, этот танец вобрал в себя движения и элементы, характерные танцевальным стилям Колумбии, Венесуэлы, Пуэрто-Рико и Панамы.
До 1940-х годов сальса очень походила на румбу, так как исполнялась в медленном темпе и смотрелась очень элегантно. Этот танец был одним из излюбленных среди латино-американской белой буржуазии. Начиная с 1940-х годов, на сальсу оказали огромное влияние южноамериканцы их Нью-Йорка – они добавили в традиционную сальсу ритмы блюза и джаза. Теперь сальса получила новое название – «Сальса-метрополитен», и именно этот танец в 1970-е годы вышел за пределы Нью-Йорка, распространившись по всему миру.
В 1990-е годы сальса, наконец, дошла и до России, но ей понадобилось ещё 15 лет, чтобы добиться нынешней популярности. К сведению, в 2013 году сальса впервые вошла в группу по не олимпийским видам спорта в Колумбии. И это неспроста, потому как в сальсе очень много акробатических трюков, которые зачастую похожи на спортивно-гимнастические и цирковые.
В танце сальса партнёры стоят очень близко друг к другу и двигаются с невероятно быстрой скоростью, выполняя при этом множество поворотов и вращений. Главную роль в танце играют ноги – на элементарные шаги, доступные начинающим, накладываются всевозможные усложнённые элементы, выводящие, казалось бы, несложный танец на очень высокий уровень. Пока ноги движутся в сумасшедшем темпе, руки партнёров переплетаются в различные узлы, которые затем с лёгкостью распутываются.
Научиться танцевать сальсу, особенно её дискотечный вариант – очень просто: нужно лишь хорошее настроение, но вот профессиональная сальса, исполняемая на соревнованиях, требует годовых тренировок, гибкости, идеального чувства ритма и отличной координации. Тем не менее, когда у человека есть огромное желание освоить что-либо ─ в конце концов, он этого добивается.