Однажды талантливая танцовщица Айседора Дункан (которую российская культура больше знает как одну из пассий Сергея Есенина) отступилась от традиций танцевальных школ и решилась на развитие стилей на стыке различных направлений.
Правда, один из первых таких танцев, контемпорари появился лишь спустя тридцать лет после смерти женщины, положившей начало его развитию.
Так как же появился контемпорари?
Прародителем контемпорари стал модерн, зародившийся в Германии ещё в начале двадцатого столетия. Дункан приложила руку и к его созданию, ведь модернизм был шагом на пути к созданию новой хореографии, отходящей от вековых традиций и отвечающей запросам молодых поколений.
В условиях, когда кажется, что всё уже создано, придумано и работает как часы, танцоры стремились привнести в искусство что-то новое, что-то, что перечеркнёт заветы прошлого.
Идея создателей нового стиля заключалась в открытии новых способов самовыражения через танец. Новое творческое направление должно было дать волю импровизации, чувствам и переживаниям самого танцора.
Контемпорари был уже не о техничности движений и отточенных навыках, он был о поиске гармонии с собой и с миром. Дункан переставила акценты в обучении танцам: человек, исполняющий контемпорари, не усердно учит своё тело прописанным в пособиях движениям, а сам учится с ним взаимодействовать.
Словом, контемпорари создан для приведения в порядок отношений своего внутреннего мира с телом, в котором его приходится умещать, и для особого диалога с миром на языке танца.
Заманчивая свобода творчества привлекла к молодому течению (а оно действительно существует не так давно — с 1960-ых в Америке, а в СССР пришло лишь в 1980) танцоров всего мира и не отпускает их интерес и сейчас. Правда, как и везде, абсолютной свободы там не найти, ведь спорту нужна организованность. Поэтому контемпорари принято делить на несколько различных техник исполнения.
Все перечисленные ниже техники исполняются босиком — это контемпорари позаимствовал у боевых искусств. К слову о заимствованиях — этот танец довольно часто сравнивается с йогой, впрочем, это логично, ведь, как и йога, контемпорари устремляет людей к гармонии. Но вернёмся к техникам танца.
Первая техника — вертикальный танец. Она представляет собой исполнение контемпорари стоя и задействование площадок различных размеров. Это может быть фиксированная точка и экспрессивные движения в одном месте, а может быть и размах на целую сцену: бег, прыжки и практически полное отсутствие рамок.
В технике танца в партере ограничений уже больше — контемпорари исполняется лёжа на полу, вставать во время исполнения по законам жанра нельзя, и, соответственно названию, исполнять танец следует в партере.
Третья и, пожалуй, самая динамичная техника контемпорари — парный танец. Два творческих «Я» сливаются на одной сцене и стремятся создать гармоничную историю в своём танце. Тот случай, когда диалоги зачастую оказываются гораздо интереснее сольных исполнений.
В общем и целом, контемпорари стабильно и с большим успехом исполняет замысел своих основателей, существуя на стыке разных стилей, объединяя элементы танцев, казалось бы, противоречащих друг другу, так гармонично и чувственно, будто так и должно было быть.
Принято считать, что у всего есть определённое место, но сама история контемпорари даёт понять, что, если есть желание, ячейку можно выбить себе там, где хочется. И творить так, как хочется.