Нью-йоркская сальса — направление свободного танца. Оно стало результатом долгих наблюдений Эдди Тореса за танцующими посетителями нью-йоркских дискотек и баров. Американский город всегда славился колоритным населением, ведь большая его часть — эмигранты. Все они привнесли элементы своей культуры.
Эдди, изучая техники сальсы, разработал свою. Ее называют «нью-йоркской сальсой» или «современным мамбо» (определение Тореса). Отличительными чертами являются центральная роль женщины и линейное построение движения, что позволило многим парам танцевать в небольшом помещении.
Для этого вида сальсы используют кубинскую музыку — сону( в переводе с «son» — приятный звук) и джазовые элементы.
Сона — продукт нескольких музыкальных жанров. Здесь есть и сон монтино, и ча-ча-ча, и мамбо… Музыка берет начало в 19 веке и является симбиозом испанских и африканских традиций построения звука.
Сона стала известна во время карнавала в Сантьяго благодаря Nene Manfugas. Для извлечения мелодии он использовал простой крестьянский ящик с натянутыми тремя струнами. Его изобретение стало сенсационным.
Позже инструмент стал называться тресом, сейчас же это- национальное достояние Кубы. Также в традиционной соне использовались барабаны, маракасы, клаве( используется для задания тона), маримбулы ( щипковые). Позже добавили контрабас. Так, музыка сочетает в себе традиции африканских ударных инструментов и испанских струнных.
Вокальная партия тоже важна в кубинской соне. Мелодия строится на частом повторении припева и редкого использования куплетов.
Припев исполняется хором, из чего можно сделать вывод о том, что сонна в большей части- общее дело. Куплет же сольный. В вокале тоже сочетаются две культуры испанской «десимы»( совместное исполнение» и африканского сольного пения.
Почему же в нью-йоркской сальсе упор делается именно на кубинскую сону? Ритмичная мелодия идеально подходит для танца. Сальса — это, в первую очередь, яркие эмоции, которые выражаются через быстроту движений. Не всякая музыка сможет слиться с необходимым темпом.
В нью-йоркской сальсе первый шаг делает женщина, тем самым становясь центром внимания и танца. Самые сложные движения делает именно она. Однако их последовательность определяет мужчина. Таким образом, здесь сохраняется психология взаимоотношений между партнерами.
Танцор «позволяет» другим любоваться женщиной. Эту командную, и в то же время индивидуальную работу можно увидеть и в кубинской соле. Куплет исполняется одним человеком, так же, как и танцовщица берет на себя сольную партию. Однако центральным мотивом все же остается припев, большая часть песни состоит из него.
Следовательно, в танце лидирующую роль все же занимает не партнерша, а танцующие. Они равноправно важны. Так философия нью-йоркой сальсы дополняет идеи кубинской соны.
Импровизация и свобода выражения эмоций и настроения присущи как танцу, так и мелодии. Ритмичные звуки помогают партнерам двигаться.
Однако в сальсе используется не только кубинская сона. Не менее важны джазовые мотивы. Они создают атмосферу легкости и непринужденности. В этом их цель. Тела партнеров так же подвижны, как и голоса исполнителей или музыкальные инструменты.
Все это в сочетании приводит к ощущению полета не только у танцующих, но и у смотрящих. Также джаз создает женскую партию. Как правило, она наполнена нежностью, грацией и страстью. Это музыкальное направление определяет центральную роль партнерши в танце.
Можно выделить условные критерии музыки для нью-йоркской сальсы. Это непринужденность, ритмичность, многоголосие, подвижность и свет. Говоря двумя словами, торжество жизни.