Балет (classical ballet) или классический танец — это старейший вид сценического искусства, зародившийся в Италии еще в 16 веке. Позже он перешел уже во Францию, где продолжил свое развитие и распространение. Его придумали для развлечения знатных слоев общества.
Основная отличительная особенность балета это его четкость и техничность. Это достигается благодаря определенному набору движений, которые имеют точное исполнение, принципам «выворотности» и характера исполнения. Всем своим существом балет с самого создания стремится к совершенству и ясности форм и линий.
За многие столетия балет стал символом незабвенной классики, которая никогда не выйдет из моды. Естественно, такому танцу нужна соответствующая музыка, а что может быть более подходящим для такого танца, если не классическая музыка?
Именно этот тандем нам и представляется, когда мы думаем о танце, как о высоком искусстве. Идеальные формы, тонкие и четкие линии, чувственное исполнение, выраженное в идеальных движениях танцовщицы или танцора и, конечно же, завораживающая и величественная музыка, отсылающая нас во времени на сотни лет назад. Только так можно описать истинное наслаждение балетом!
Но так было далеко не всегда. Примерно до второй половины 19-го века музыка во время исполнения была второстепенным элементом, основной упор ставился именно на движения, а музыкальное сопровождение просто задавало некое настроение.
Это отношение к такому важному элементу как аккомпанемент изменил Петр Ильич Чайковский. Он был первым композитором, написавшим полное и цельное балетное произведение, которым можно было наслаждаться в такой же мере, как и самим танцем. Раньше музыку для постановок писали далеко не мастера своего дела, а обычные «ремесленники» в этой области.
П. И. Чайковский смог совершить настоящую революцию в этой сфере. Он тот, кто смог увидеть надобность содержательности не только в самом танце и его движениях, но и в музыке, смог дать ей форму и глубинный смысл. Благодаря этому его балет «Лебединое озеро» по сей день пользуется огромной популярностью, как у тех, кто любит данную танцевальную постановку, так и у тех, кто просто хочет послушать возвышенной музыки.
Позже музыкальное сопровождение для классического танца стало просто неузнаваемым для сегодняшнего человека. Композиции начали делать по большей части с уклоном на экспрессионизм, мелодия была нечеткая, разная, постоянно менялась и в общем была далека от изначального ее вида. Это было зарождением танца модерн, и делалось это для того, чтобы уйти от строгих норм танца и дать больше свободы для танцоров и композиторов.